С начала 2022 года листы временной нетрудоспособности выдают исключительно в электронном виде, и называются они теперь ЭЛН. А в случае ухудшения эпидемиологической обстановки у граждан появляется ещё и такая возможность, как взять больничный дистанционно.
Что такое ЭЛН
Электронный больничный является полноценным и официальным аналогом бумажного листка нетрудоспособности. Его оформляют в специальной программе для того, чтобы подтвердить отсутствие сотрудника на рабочем месте по уважительной причине из-за временной нетрудоспособности. Гражданину положен ЭЛН в следующих случаях:
- развитие острого вирусного или бактериального заболевания;
- наличие заболевания иного характера;
- получение травмы (в том числе и на производстве);
- перенесённые операции;
- лечение или протезирование в условиях стационара;
- беременность и роды;
- карантин в семье или на работе;
- реабилитация в санаторно-курортном учреждении.
Находиться на больничном работник вправе до полного восстановления или оформления инвалидности, а решение о выписке принимает его непосредственный лечащий врач. За весь период человеку положены социальные выплаты по временной нетрудоспособности в зависимости от размера заработной платы и выслуги лет.
ЭЛН значительно упрощает работу врачам, фонду социального страхования и работодателям. Такой документ невозможно подделать или потерять, а информацию о нём всегда можно посмотреть в личном кабинете одного из приложений: «Госуслуги», «ЕМИАС» или «Мос.Ру».
В каких случаях допускается оформление ЭЛН
Электронный больничный оформляется и хранится в особой системе, а для работы с ним требуются специальные программы. Поэтому оформление ЭЛН происходит при следующих условиях:
- У медицинского учреждения имеются возможности для оформления больничного в электронной форме;
- Гражданин дал письменное согласие медицинской организации на выдачу электронного больничного;
- У работодателя есть технические возможности для принятия ЭЛН: специальное соглашение с ФСС и ЭЦП.
В противном случае сотруднику пришлось бы оформлять больничный в традиционном виде. Но с 2022 года ситуация изменилась, и бумажную форму отменили. Такой формат остался лишь в отношении лиц, подлежащих государственной защите, а также тех, информация о которых является государственной тайной.
Условия для дистанционного оформления ЭЛН
Из-за пандемии и высокого риска распространения коронавирусной инфекции заболевшим было рекомендовано соблюдать карантин: не выходить из дома и отказаться от посещения поликлиник. Поэтому в условиях изоляции в 2022 году в Москве появилась такая услуга, как взять больничный дистанционно через «Госуслуги», mos.ru или ЕМИАС. При ОРВИ граждане могли открыть ЭЛН прямо из дома после заполнения онлайн-анкеты на одном из порталов или звонка по телефону в единую службу города или области. Общая инструкция для оформления содержала следующие пункты:
- Незамедлительное оповещение о первых симптомах заражения руководителя и уход на самоизоляцию;
- Запись на консультацию врача, которая будет проводиться в аудиоформате, через телефон горячей линии или районной поликлиники либо путём заполнения этой анкеты на специальном сайте;
- Общение с врачом: описание симптомов и получение рекомендаций по лечению;
- Автоматическое оформление ЭЛН медучреждением по результатам консультации.
У кого есть право на удалённое оформление ЭЛН
Оформить больничный дистанционно в Москве стало возможным благодаря Указу мэра № 6-КМ от 27.01.2022. Если человек чувствует, что симптомы болезни протекают в лёгкой форме, ему следует оставить заявку на ответный звонок от доктора. Это можно сделать через один из государственных сервисов.
Этим же правом могут воспользоваться следующие категории лиц:
- граждане, вернувшиеся из-за границы;
- люди в возрасте старше 65 лет;
- пациенты, которые не могут посетить врача из-за малой мобильности;
- граждане, которые контактировали с заражёнными или вернувшимися из других стран.
Этим людям необходима самоизоляция, даже при полном отсутствии признаков вирусной инфекции. Каждый из них в таком случае может удалённо открыть ЭЛН.
Алгоритм оформления дистанционного ЭЛН для заболевших
На портале ЕМИАС есть специальная онлайн-форма, которую нужно заполнить перед тем, как пациенту смогут оформить больничный лист дистанционно. Доступ к заявлению можно получить через сайт «Госуслуги», mos.ru или ЕМИАС. Для заполнения анкеты необходимо произвести ряд последовательных действий:
- Найти и открыть анкету.
- В специальной отметке указать, за кого оформляется заявка (за себя или другого гражданина).
- Внести личные данные заболевшего в соответствующие поля анкеты (ФИО, пол, дату рождения).
- Указать точный адрес местонахождения пациента и контактный телефон для связи.
- Прописать номер полиса и СНИЛСа.
- Галочкой отметить, что «Требуется больничный лист» и указать дату его открытия.
- Принять условия соглашения на обработку персональных данных.
- Нажать кнопку «Отправить».
После этого данные о пациенте будут переданы в районную поликлинику. На основании заявки врач связывается с больным для консультации и открывает ЭЛН на срок до 7 дней.
Продление ЭЛН
Чтобы продлить больничный, не нужно будет посещать поликлинику. При диагнозе COVID или ОРВИ это можно сделать дистанционно. Разработан специальный алгоритм действий:
- Пройти назначенный при первичной консультации курс лечения.
- Поддерживать связь с врачом до даты окончания бюллетеня.
- Провести повторную консультацию для оценки состояния пациента.
После консультации врач примет решение о том, может ли пациент приступить к работе. Если состояние больного требует дальнейшего восстановления и пребывания дома, больничный лист продлят.
Как закрыть ЭБЛ
Закрытие больничного листа происходит в дистанционном формате без посещения поликлиники. Для этого необходимо дождаться звонка от врача и рассказать о своём самочувствии. Если пациент чувствует себя хорошо, а его анализы в порядке – бюллетень закроют прямо через электронную систему.
Действия работодателя
Поскольку сейчас все перешли на ЭЛН, у работодателей должны быть:
- соглашение с ФСС;
- ЭЦП;
- регистрация в специальной системе.
Если сотруднику открыт больничный, врач обязательно сообщит его номер, который необходимо передать работодателю. Также эти данные можно узнать в личном кабинете сайте ЕМИАС. Если между сотрудником и компанией заключено соглашение об обработке персональных данных, то работодатель сможет самостоятельно выяснять информацию о ЭНЛ персонала.
В обязанности работодателя также входит:
- проверка больничного листа;
- проставление ЭЦП;
- передача ЭДН в ФСС.
После этого сотрудник может рассчитывать на оплату листа за весь период его временной нетрудоспособности.
Дистанционное взаимодействие с сотрудниками
Глобальная автоматизация кадровых процессов вынуждает работодателей переходить удобные и надёжные ИС. Одной из таких платформ является Рокет Кадры. Этот сервис поможет отладить весь процесс взаимодействия с персоналом, а также предоставить все необходимые материалы для обучения.